Психолог- профессия, которой учатся всю жизнь. Развитие в профессии продолжается даже если стаж работы специалиста-психолога исчисляется десялетиями. Если клиент знает, что его психолог проходит периодически супервизию-он может быть уверен в качестве психологической помощи. Одна из форм обучения, совершенствования в профессии психолога-супервизия. В чем она состоит? Психолог обращается к супервизору (специально обученному, опытному коллеге) и выносит на супервизирскую сессию некую задачу: "Хочу понять, как мне строить работу с этим клиентом?", "Охота разобраться в своем контртрансфере (своих чувствах) по отношению к клиенту", "Хочу четче диагностировать сложный случай"... Супервизор вместе с психологом с помощью специальных стратегий и способов решают эту задачу.
Супервизия дает работающему психологу много возможностей:
Вот некоторые из них:
Фокусы супервизии.
Психолог и супервизор в процессе супервизии могут сосредоточивать внимание на очень разных моментах. На каких именно? Предлагаем рассмотреть некоторые из фокусов подробно.
Фокус на клиенте.
Супервизор и психолог могут обсуждать феноменологию (проявления) клиента и обобщать ее в категории. Это дает возможность описывать, диагностировать клиента. Часто фокус на клиенте в особенности важен начинающему психологу, который учится замечать и рассматривать клиента. Супервизор побуждает рассказывать, показывать, рисовать. В итоге у психолога формируется более четкое представление о клиенте, его особенностях, диагнозе. В свою очередь, появляется возможность опираться на накопленный в психологии и психотерапии опыт коллег.
Фокус на психологе, психотерапевте.
Здесь внимание направлено на переживания терапевта с конкретным клиентом в конкретной сессии. Рассматривается что именно терапевт переживает, как он может эти переживания сообщить. Для большинства сложных случаев в работе осознание реакции психотерапевта на перенос клиента дает значительное продвижение процесса. Вместе с тем, реакция контрпереноса осознается не очень просто. Супервизор помогает понять, на кого похож клиент из жизни психолога? В чем отличие? Здесь часто всплывают зоны уязвимости психотерапевта. Ведь наиболее тяжело переживаемый контртрансфер бывает связан с непростыми отношениями. Может возникать много стыда. Важна способность супервизора работать в позиции партнерства и сопереживания.
Технический фокус.
Как психолог использует возможности метода? Какие техники можно применить в данной работе? С помощью каких методик можно осуществить желаемое изменение? Супервизор делится с психологом, как он технически поступает в такой ситуации, как поступают коллеги, какую литературу можно почитать на этот счет.
Отношения психолога с полем, в котором живет и взаимодействует клиент?
Как психолог находится в общем поле с клиентом? Как относится к персонажам из жизни клиента? Сохраняет нейтральную позицию или испытывает довольно сильные чувства? Исследует все области поля или сохранияет "белые пятна"? С чем это может быть связано?
Параллельные процессы.
На сеансах часто проявляется чудесная закономерность, которая носит название "параллельные процессы". Каким-то чудесным образом психолог на супервизорской сессии начинает вести себя так, как клиент ведет себя с психологом на сеансе психотерапии. В свою очередь, у супервизора есть большое искушение заимствовать поведение психотерапевта. В итоге оба из них могут ощутить и присвоить важные переживания: психолог имеет возможность лучше понять переживания клиента, а супервизор, в свою очередь, "окунуться" в переживания психолога с тем, чтобы точнее выстроить работу.
Супервизор может выступать на супервизорской сессии в одной из 4 ролей.
1 роль учителя. Здесь супервизор подучмвает психолога, развивает навыки заключения контракта, выстраивания границ терапевтического пространтсва, тестирования реальности и др.. Предлагает конкретные способы решения задачи. Чем ближе терапевт к уровню начинающего, тем уместнее и эффективнее бывает данная позиция. Для опытных и продвинутых психотерапевтов роль подходит в меньшей степени.
2 роль фасилитатора. Здесь супервизор работает на то, чтобы у психолога появилась возможность отреагировать чувства, возникшие в ходе работы с клиентом, и лучше о них узнать. Часто используется моделирование ситуации "психолог-клиент", ролевые игры и т.п.
3 роль консультанта. Супервизор подставляет дружеское плечо. Спосбствует расширению альтернатив. Находится в позиции "рядом с психотерапевтом" и способствует более глубокому осознанию опыта.
4 позиция экспертная. Нужна для того, чтобы оценить уровень психолога и помочь ему научиться отслеживать свой уровень в разных областях (возможность интимности, особенности стиля, поведение в финансовых отношениях, личностный рост и т.п.
В психологическом центре "Персона" в Екатеринбурге работают специально обученные супервизоры, имеющие сертификат прохождения курса "Супервизия в гештальт- подходе". Обычно просто опыта и профессионализма для ведения супервизии недостаточно. Важно освоить специальные приемы и стратегии, а также иметь достаточные знания в области супервизии для эффективной помощи психологу.
Психологический центр "Персона"
г. Екатеринбург